Чакра - круг посвященных

Чакра - это мистический "круг", состоящий из посвященных садхаков и садхика[1], которые вместе образуют единый божественный союз. Совершение садханы в таком "кругу" посвященных является необычайно могущественным. Результаты тех усилий, которые прилагаются каждым садхаком в отдельности, многократно умножаются при проведении чакры. Так, например, в Маханирвана-Тантре утверждается что садхака, обладающий истинным знанием, получает тот же благой результат от повторения мантры всего лишь один раз в чакре, что и посредством совершения сотни пурашчаран[2] на Шавасане, Мундасане[3] или Читасане[4]. Сказано также, что совершая чакру в течение шести месяцев, садхака может получить все, чего только ни пожелает и превзойти смерть. Посредством постоянного проведения чакры садхака (или садхика) достигает освобождения. Во многих тантрических писаниях содержится одно и то же утверждение о том, что там, где есть бхога (материальное наслаждение) - откуда взяться йоге (связи с Абсолютом), и где есть йога - нет бхоги, однако - тем, кто поклоняется Шакти - дается как наслаждение (бхога, бхукти), так и освобождение (мокша, мукти).

То есть в тантрической системе может успешно сочетаться наслаждение (бхукти) и освобождение (мукти). Наслаждение само по себе не является чем-либо предосудительным или "неприличным". Так или иначе, нельзя отрицать тот факт, что материальное наслаждение - это отражение Божественного блаженства (ананда). Поэтому, с тантрической точки зрения, полностью отрицать материальное наслаждение - вовсе не обязательно. Нужно сделать так, чтобы это материальное наслаждение не создавало пут, не приводило бы к страданиям, становясь тем самым препятствием для достижения освобождения, но напротив, способствовало бы освобождению. Тантра - это система, которая успешно совмещает казалось бы несовместимые вещи - интенсивную внутреннюю медитацию, обряды, в которые могут входить чувственные элементы и освобождение от всех страданий и круговорота перерождений. Однако что касается материальных наслаждений, необходимо, чтобы они были чисты. Именно в этом условии и есть тайный ключ к счастливому существованию. "Любой предмет - чистый или нечистый - делается чистым в результате ритуала очищения", обладая необходимыми практическими навыками и постоянно исполняя эту формулу, садхака, сознание которого сконцентрировано на Высшем (Брахмане), освобождается от неблагоприятных последствии своих действий.

В чакре могут практиковаться различные ритуалы - т.е., как медитации, связанные только с внутренним поклонением[5], так и ритуалы, сочетающие в себе внутреннее поклонение с использованием всех основных элементов природы.

Основной принцип чакры - это общая богонаправленность. Необходимым требованием по отношению ко всему, что совершается в чакре является чистота. Поэтому в чакру допускаются только люди, чье сознание уже очищено от скверны невежества, страха, ненависти, условностей. Только дикшита (посвященные), уже прошедшие необходимые подготовительные садханы, утвердившиеся на пути к Высшему познанию, допускаются в чакру.

Чакры, в которых практикуются ритуалы с непосредственным использованием материальных элементов, дающие наслаждение (бхога) - предназначены только для вира-садхака и садхика, но не для пашу[6].

В Махинирвана-Тантре ясно сказано: злые или порочные, жестокие, греховные, атеисты, говорящие плохо о Кула[7], или те, кто следует пашачара[8] - никогда не должны участвовать в чакре.

Каждый входящий в такую чакру садхака - сам Шива и должен постоянно осознавать себя им, каждая садхика - сама Шакти и должна постоянно осознавать себя таковой. Поэтому внутри истинной чакры нет и не может быть никаких внешних различий - ни кастовых или каких-либо других социальных делений, ни возрастных или национальных различий.

Находясь в чакре необходимо избегать непостоянства сознания, не следует болтать или говорить на темы, не относящиеся к ритуалу, не следует плевать и т.д.[9]. Во главе чакры стоит чакрэшвара (владыка чакры), который руководит проведением всего обряда и осуществляет контроль над тем, чтобы весь процесс шел в истинном направлении. Таким образом, соблюдается требование чистоты в отношении входящих в чакру лиц, их сознания и поведения.

Чистота места, а также всех элементов ритуала - осуществляется с помощью специальных мантр и различных очистительных магических действий, которые можно объединить под общим названием - шуддхи или шодхана (очищение).

Следует еще раз сказать о том, что только люди, находящиеся на уровне вира, т.е. уже овладевшие самоконтролем, твердые в поклонении Высшему, могут быть допущены к практике панчататтва в материальном виде (пратьякша) или с частичными заменами.

Тантры предупреждают об опасности злоупотребления "пятью М"[10]. Питье вина через меру делает человека неспособным быть поклоняющимся (упасака). Те, кто не способны контролировать свои чувства (т.е. не могут рассматриваться как вира) - должны совершить панчататтву с заменителями (анукальпа) - вместо мадья (вина) - они должны пить молоко, мед и т.п.; вместо мамса (мяса) - употреблять джинджер, соль, сезам, пшеницу, чеснок и т.д.; вместо майтхуна (сексуального союза) - они должны поклоняться лотосным стопам Великой Богини (Шакти).

Существуют различные мнения о том, в какой именно форме вира - поклоняющиеся должны совершать обряд панчататтва. Дело в том, что методы и особенности практики различных тантрических направлений иногда весьма отличаются друг от друга. Поэтому вполне понятно, что их предписания относительно этого ритуала имеют различия. Это не говорит о неправильности одного или другого варианта, но указывает на особенности этих направлений. Так в ряде тантрических направлений, на ступени вира-садхака и садхика могут совершать "5М" с непосредственным использованием всех пяти материальных элементов (пратьякша).

Однако следует помнить, что на протяжении всей садханы, решающим является мнение и указание гуру; далеко не все получают посвящение именно в эту практику. Другие тантрические направления - вообще учат совершать панчататтву только внутри тела. Есть и такие, которые предписывают овладение тайной наукой реализации панчататтвы внутри тела[11] и это является основой практики этих направлений. Однако, овладев реализацией панчататтвы внутри тела, последователь такого направления (или под направления) становится свободным и может совершать или не совершать обряд "5-ти М" в материальном виде (или с частичными заменами), так как в любом случае он уже владеет "тайным ключом".

Направление Парананда считает наилучшим (уттама) вариантом проведения панчамакара в материальном виде - совершение этого обряда без мяса и рыбы, вместо которых предписывается использовать растительные продукты. Остальные 3 элемента вира-садхака направления Парананда может практиковать в непосредственном виде (пратьякша).

На практике образование вира-чакры и нахождение всех необходимых условий и элементов - дело очень редкое. Только по воле самой Бхайрави такой чакра (круг) может быть образован и существовать. Ни один истинный тантрика никогда не удовлетворится самообманом и не станет обманывать других, выдавая желаемое за действительное. Поэтому, если нет других вира, или нет необходимых условий и элементов для проведения этого чакра садхака не должен ни пытаться имитировать этот обряд с кем-либо, ни впадать в беспокойство. Следует постоянно практиковать внутреннюю панчататтву[12], поклоняясь Всевышней (Парамэшвари) - и все желаемое, в этом или ином мире, будет даровано.

Если же по воле Махадэви такой чакра, во главе с истинным гуру, сознание которого всегда пребывает в Брахмане, действительно существует, то вира могут совершать в таком чакре обряд "5-тиМ" и в совместной садхане достигать совершенства. Ритуал панчамакара может проходить в таком чакра следующим образом.

Чакрэшвара очищает место для сидения и поклонения со специальными мантрами и действиями и садится. Все остальные садхаки и садхики садятся рядом, образуя единый круг (чакру). Слева от каждого садхака садится шакти (т.е. посвященная в чакру садхика). Каждый садхака и Шакти могут проводить обряд вместе после того, как они получили соответствующее благословение и наставления от гуру, который руководит обрядом. Совершается пуджа[13] и медитация. Для этого чакрэшвара рисует перед собой янтру[14] и мандалу.

На это место затем помещается священный кувшин, наполненный различными субстанциями, (рис, творог, ароматизированная вода и т.д.). Пуджа проводится с предложением сандалового порошка, благовоний, цветов. Совершается медитация на Бхайраву, Бхайрави, затем - на Их изначальное Единство. Затем производится очищение пяти элементов - панчататтва-санскара. Каждый из 5-ти основных элементов (освещается или очищается со специальной мантрой, которая повторяется определенное количество раз (например 108). Совершается поклонение Кулешваре и Дэви. Таким образом, совершается последовательное предложение Высшему мадья (вина), мамса (мяса), матсья (рыбы), мудра (жареного зерна). Для очищения каждого из этих элементов повторяется круг определенной мантры и производится ритуальное окропление предлагаемого таттва (элемента). Как уже говорилось, в ряде направлений вместо некоторых элементов используется замена (анукальпа). (Например, вместо мяса и рыбы - растительные продукты, вместо вина - сок, молоко или мед и т.д.)

Майтхуна (сексуальное единение) является самым сакральным и кульминационным действом всего обряда, поэтому очищению этого таттва (элемента обряда) уделяется много внимания и времени.

При правильном проведении обряда "5М" - он обеспечивает как необыкновенное могущество, так и освобождение.

Весь обряд должен проходить на божественном уровне, сознание участвующих в нем должно быть постоянно пребывающим в Брахмане (Абсолюте).

В Куларнава-Тантре Господь Шива говорит, обращаясь к Дэви: "Те, кто с любовью предлагают Нам Двоим вино и мясо, постоянно принося Нам (в жертву) наслаждение (ананда) - они Мои возлюбленные, они Каулика".

(5 улласах, 71).

Тантры запрещают такие действия как принятие вина или секс вне чакры. Однако, внутри чакры - в богонаправленном сознании, с самоконтролем и под руководством гуру - такие действия являются способствующими совершенству в вира-садхане. О правомочности использования этих элементов в кругу посвященных говорит сам Шива в Куларнава-Тантре, сравнивая с элементами хорошо известных древних Ведических обрядов. Так Кулешвара, например, говорит: "Как питье Сомы на собраниях Брахманов предписывается во время жертвоприношения (агья), точно также и на этом пути (ачара), предписанном Писаниями (Шастрами) - дающее как наслаждение, так и освобождение питье вина - является приносящим благо".

(Куларнава-Тантра, 54 ул., 90).

Тантры говорят о проведении обряда панчататтва в эзотерическом кругу вира-посвященных не как о чем-то неприличном (именно так это понимают многие люди, чье сознание находится в шорах ограниченных представлений), но как о возвышенном процессе, ведущем к сверхсознательному состоянию и конечному освобождению. Так в Нирвана-Тантре, предназначенной для совершения вира-садханы сказано: "Панчататтва (существует) для (достижения) нирвана-мукти (абсолютного освобождения). Когда индивидуальная душа (дживатма) растворяется в высшей душе (Параматма), то она получает благо абсолютного освобождения (нирвана-мукти). Как вода растворяется в воде, точно также и посредством поклонения с панчататтвой, садхака достигает растворения (или погружения) в Параматму (высшую душу)".

Что касается последнего элемента обряда панчататтва (шеша-таттва), называемого майтхуна (сексуальное единение), то он заслуживает отдельного описания, так как является завершением всего обряда и обладает особым значением. Как уже ясно было сказано выше, только посвященные (дикшита) вира-садхака и садхика могут принимать участие в обряде и в конце обряда совершать майтхуну. Совершать майтхуну могут только садхаки и шакти, которые перед этим прошли свадебный обряд (виваха). Как указано в Маханирвана-Тантре, садхака, совершающий майтхуна с женщиной, не пройдя до этого освятительного свадебного обряда (виваха), совершает грех сожительства с чужой женой.

Согласно Тантрической традиции, в этом материальном теле брак может быть двух основных видов; до самой смерти и на определенный период времени (шайва-виваха). Таким образом, если садхака уже женат согласно тантрическому обряду, то он может совершать поклонение в чакре со своей женой (естественно, уже имеющей необходимое посвящение).

Согласно некоторым Тантрам, например Маханирване, в Кали-югу (т.е. в нынешний период времени) садхака должен иметь майтхуну только со своей женой. Однако в той же Маханирване далее указывается, что вира-садхака владеющий собой и обладающий сиддхи[15] совершенствами) может совершать майтхуну внутри чакры также и с парастри, т.е. с другой посвященной в чакра женщиной, которая не была до этого его женой. Совершение шэша-таттвы с парастри, посвященной в чакру - разрешается для вира и в ряде других Тантр[16].

Если двое посвященных садхака и шакти - хотят совершать вира-садхаку вместе, то они должны пройти свадебный обряд прямо на собрании чакры. Во время такого красочного обряда гуру благословляет новую пару, совершается особая пуджа (поклонение или приношение), во время которой все бросают цветы и кричат "свасти"[17]. Гуру также дает необходимые наставления по поводу проведения шеша-таттвы[18], так как оно требует особого искусства преобразования энергий, обеспечивающего достижение высшего сверхсознательного состояния обоими. Такое состояние недоступно обычным людям.

Поэтому майтхуна в истинном чакре не может быть сравнено ни с совокуплением животных, ни с сексом обычных людей, ни даже с любовными отношениями эмоционально-развитых людей, так как владение йогой и устремленная медитация на Высшее - выводит вира-тантриков, совершающих майтхуна на запредельный блаженный уровень бытия. В таком состоянии свободы "двое становятся Одним" и в этом - постижение изначального блаженного единства Шива-Шакти.

Однако, для того, чтобы все было именно так - необходимо предварительное очищение и интенсивное совместное поклонение Высшему.

Согласно одному из вариантов, этот ритуал может происходить следующим образом. Сначала садхака и шакти совершают совместное поклонение и медитацию. Они совершают поклонение гуру и, произнося мантры, обращенные к нему, получают незримую защиту, охраняющую от всего неблагоприятного. Садхака и шакти также обращаются с мантрами к божествам, непосредственно связанным с Божественной парой (Шива-Шакти). Объектом дальнейшей медитации садхака и шакти является Бхайрава и Бхайрави (т.е. Шива и Шакти).

Во время такой медитации с помощью различных ньяс[19], аджапа-мантра ("я есть Он" или "я есть Она"), и других средств - реализуется тождественность с объектом медитации. Таким образом, осознав себя как Махакала и Дэви[20] - они пьют вместе предложенное вино, или воскуривают бханг. Затем следует процедура, способствующая непосредственному осознанию тела шакти как тела самой богини. Касаясь всех частей тела шакти, начиная с пальца правой ноги и до самой верхушки головы, садхака произносит определенные мантры над каждой частью ее тела.

Затем он, осознавая ее божественность, совершает поклонение йони шакти, предлагая воду, цветы, вино, сандаловый порошок и произнося соответствующие мантры. Затем садхака и шакти совершают поклонение Кали. Различные мантры и гимны могут быть произнесены как в адрес Великой Богини, так и по отношению к Ее земному воплощению. Садхака и шакти медитируют на высшее единство Кали и Шивы. Затем шакти поклоняется линга (фаллосу) как самому Шиве с определенными мантрами. Затем оба вновь погружаются во внутреннюю медитацию и созерцают сексуальный союз Шакти-Шива, после чего садхака и шакти вступают в близкий контакт. Садхака касается груди шакти и повторяет один круг майя-биджа, медитируя на вхождение Кундалини в сушумна[21], затем повторяя еще один круг, касается ее йони. Лата (шакти) касается головы садхака и произносит слова, пробуждающие энергию и дающие силу.

Оба должны погрузиться в реализацию вечно-свободной изначально сущей Души. Затем шакти призывает своего возлюбленного раствориться в ней. Шакти - как вселенская йони - просит садхака - как вселенского линга - войти в ее лоно. Оба воспринимают себя и друг друга не иначе как Шива и Шакти. Она думает - "я твоя Шакти и ты мой Шива", и он - "я твой Шива и ты моя Шакти". Шакти размышляет - "наслаждайся теперь полнотой блаженства внутри меня", и Шива - форме садхака - также желает отдать всю полноту блаженства своей Шакти. Оба свободны и постигают природу вечного блаженства, достигая высшего состояния сверхсознательного единства.


[1] Т.е. имеющих тантрическое посвящение мужчин и женщин.

[2] См. гл. "Пурашчарана".

[3] На шава (трупе), на сидении из черепов (мунда).

[4] На площадке для сожжения трупов.

[5] Манаса-пуджа, Антарьяга - см. гл. "Пуджа".

[6] См. гл. "Ачара - ступени в тантрической практике". Дивья - свободен участвовать или нет в любых ритуалах.

[7] См. гл. "Ачара - ступени в тантрической практике".

[8] Т.е. совершают практику, предназначенную для пашу.

[9] См. Маханирвана-Тантра - о Бхайрави-чакра.

[10] Например - Маханирвана - Тантра.

[11] См. предыдущую гл. "Панчататтва и чакра посвященных".

[12] См. предыдущую гл. "Панчататтва и чакра посвященных".

[13] См. гл. "Пуджа".

[14] См. гл. "Янтра".

[15] Сверхъественными способностями, такими как ясновидение, способность покидать это тело и возвращаться в него по желанию и т.д.

[16] Интересно отметить, что Каливиласа-Тантра предписывая пашу-бхава в этот век Кали, при описании обряда панчататтва рекомендует не просто майтхуну в материальном виде, но парайони-майтхунам.

[17] Формула гармонии и счастья.

[18] Т.е. "последнего элемента" обряда майтхуна.

[19] Приложение сложенных пальцев или цветка к определенным частям тела, сопровождаемое соответствующими мантрами. Цель ньяса - осознать свое тело как обитель Божества.

[20] Т.е. Шива в проявленном (сагуна) аспекте и Шакти.

[21] См. гл. "Кундалини-йога и человеческое тело"

тантра-семинар для пар

Твоя Йога